Оптимизация
ОПТИМИЗАЦИЯ МНОГОВИТКОВЫХ ПЕРЕЛЕТОВ МЕЖДУ НЕКОМПЛАНАРНЫМИ ЭЛЛИПТИЧЕСКИМИ ОРБИТАМИ
Рассматривается задача оптимизации межорбитальных перелетов космического аппарата (КА) с двигательной установкой малой тяги между некомпланарными эллиптическими орбитами в центральном гравитационном поле.
Задача оптимизации траектории межорбитального перелета сводится к решению краевой задачи для системы обыкновенных дифференциальных уравнений с помощью формализма принципа максимума.
Уравнения движения
Рассмотрим движение КА под действием двух сил: гравитационной силы притягивающего центра и силы тяги ЭРДУ. Величины тяги и скорости истечения включенной ЭРДУ считаются постоянными, на ориентацию вектора тяги не накладывается каких-либо ограничений. Гравитационное поле притягивающего центра будем считать центральным ньютоновским.
Запишем компоненты реактивного ускорения в орбитальной системе координат:
![]() |
(1) |
aτ, ar, an - соответственно трансверсальная, радиальная и бинормальная проекции реактивного ускорения, |
Для исключения особенностей в окрестности нулевых значений эксцентриситета и наклонения, перейдем от классических кеплеровсих элементов к равноденственным элементам:
![]() |
p - фокальный параметр, |
Уравнения орбитального движения КА в равноденственных элементах примут следующий вид:
![]() |
(2) |
где:
Оптимальное управление
Запишем краевые условия.
Требуется перевести КА начальной массы m0 с начальной орбиты
(3)
на конечную
(4)
за время T.
Рассматривается задача минимизации функционала соответствующая задаче о перелете с минимальными затратами топлива. Отметим, что при отсутствии ограничений на время перелета T и при d є 1, функционал (5) соответствует задаче о перелете за минимальное время. Более традиционным, однако, для задачи оптимального быстродействия является функционал
![]() |
(5) | ![]() |
(5a) |
В задаче межорбитального перелета за минимальное время разница между функционалами (5) и (5а) через условие трансверсальности сводится к различной нормировке вектора сопряженных переменных.
Для решения задачи (2-5) используем формализм принципа максимума. Гамильтониан задачи оптимального управления (2-5) имеет вид
![]() |
(6) |
![]() |
![]() переменные, сопряженные к фазовым координатам ![]() |
Оптимальное управление δ(t), J(t), ψ(t) определяется из условия максимума гамильтониана (6):
![]() |
(7) |
![]() |
(8) |
![]() |
(9) |
где | ![]() |
- функция переключения. |
В задаче о перелете за минимальное время вместо соотношения (9) используется тождество
δє1, | (10) |
а дифференциальные уравнения для переменных m и pm можно исключить из рассмотрения, используя явную зависимость массы КА m от времени:
![]() |
(11) |
вперед >> | 1 2 3 |