Hosted by uCoz

Конверсионные ракеты




Конверсионные ракеты. "Старт"


Ракета-носитель "Старт-1", созданная на базе МБР РС-12М "Тополь" занимает первое место среди всех конверсионных ракет по количеству успешных запусков с коммерческой нагрузкой.
Запуски осуществляются в основном с космодрома "Свободный", первый пуск был произведен с космодрома "Плесецк".
"Старт-1" 4-х ступенчатая твердотопливная ракета более чем на 95% состоящая из узлов и агрегатов МБР "Тополь". Запуск осуществляется из транспортно-пускового контейнера. За полторы минуты до старта контейнер принимает вертикальное положение, затем производится минометный выброс ракеты из контейнера при помощи порохового аккумулятора давления. На высоте 30 м включаются двигатели первой ступени. Для управления на траектории на первой ступени имеются откидные решетчатые стабилизаторы и аэродинамические рули, на второй и третьей ступенях применяется вдув газа в закритическую часть сопла, а на четвертой ступени - поворотные управляющие сопла. РН "Старт" отличается от "Старт-1" наличием дополнительной пятой ступени и увеличенным головным обтекателем. Для управления второй ступени используются поворотные сопла. Первый запуск РН "Старт" состоялся 28 марта 1995 г. Произошла авария из-за неразделения 4 и 5 ступеней, 2 спутника были потеряны.
Запуски космических аппаратов с помощью РН "Старт-1" осуществляет ЗАО "Пусковые услуги"


Характеристики ракет семейства "Старт"
Тип ракеты "Старт-1" "Старт"
число разгонных ДУ 4 5
Длина/диаметр, м 22.7/1.8 29/1.8
Объем зоны ПГ м3 1.3 ~2.5
масса полезного груза, кг на опорной орбите (Hкр=300 км, i=90 град.) 420 -
масса полезного груза, кг на опорной орбите (Hкр=500 км, i=90 град.) 300 -
масса полезного груза, кг на опорной орбите (Hкр=1000 км, i=90 град.) 110 -









Запуски РН "Старт-1"
Дата КА
03.1993 "МИТ"
03.1995 "ЗБЯ" Минобороны
03.1997 Texat
12.1997 Early Bird EWI, США
12.2000 ImageSat, Израиль
02.2001 CSS, Швеция


НПО измерительной техники и Московский институт теплотехники предлагают альтернативный вариант запуска РН "Старт" с дооборудованного судна типа "Селена". Достоинство этого варианта в том, что отпадат необходимость создания морской пусковой платформы, как в проекте "Морской старт". Также отпадает необхождимость проведения таможенных процедур, связанных с ввозом КА заказчика на территорию государства, осуществляющего запуск. Судно может заходить в порт страны- заказчика и принимать на борт КА. Затраты на весь проект оцениваются примерно в 30-30 млн. $ Запуск будет обходиться в 12.5-14 млн.$