Двигатели малой тяги
Согласно энциклопедии "Космонавтика" (под редакцией В.П. Глушко):
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, электроракетный двигатель (ЭРД) — ракетный двигатель,
в котором в качестве источника энергии для создания тяги используется электрическая
энергия бортовой энергоустановки КА (обычно СБ или аккумуляторные батареи).
Ниже, в таблице приведена классификация таких двигателей.
|
"Электрические ракетные двигатели"
|
||||
|
ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЕ
(электронагревные) с газодинамическим ускорением рабочего тела |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ
(плазменные) с электромагнитным ускорением рабочего тела |
ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЕ
с электростатическим ускорением рабочего тела |
||
|
Омические
Электродуговые Индукционные Электровзрывные |
Стационарные
|
Импульсные
|
Коллоидные
|
Ионные
|
|
МГД - двигатели
Холовские |
Пинчевые
С бегущей волной Коаксиальные, линейные |
С поверхностной ионизацией
С объемной ударной ионизацией |
||
Первая, это разновидность стационарных электромагнитных двигателей - Холовские ДУ. Тяга в электромагнитном
двигателе создается за счет разгона в электромагнитном поле рабочего тела превращенного в плазму.
В Холловских ускорителях ускоряющая электромагнитная сила возникает в результате взаимодействия внешнего
магнитного поля с т.н. токами Холла — вторичными токами, возникающими в любой токонесущей среде, помещённой
в поперечное (по отношению к первичному току) магнитное поле.
Вторая, это разновидность электростатических двигателей - ионные двигатели.
В ионных РД тяга создаётся путём разгона положительных ионов, получаемых отщеплением электронов от атомов РТ.
Положительно заряженные ионы ускоряются посредством нескольких сетчатых электродов, расположенных друг за другом.
Для предотвращения накопления на двигателе отрицательного заряда, тормозящего выбрасываемые из сопла ионы, на выходе
в поток с помощью специального устройства - нейтрализатора - добавляются электроны.
| двигатель | Тяга,Н | Удельный импульс, с | Потребляемая мощность, кВт | КПД, % | Ресурс, ч | Масса, кг | модель |
|
двигатели разработки ОКБ "Факел"
|
|||||||
| СПД-35 | 0.01 | 1200 | 0,196 | 30 | 2500 | 0.4 | перспективная |
| СПД-50 | 0.02 | 1250 | 0.350 | 35 | 2 250 | 0.8 | летная |
| СПД-60 | 0.03 | 0,517 | 2 500 | 1.2 | летная | ||
| СПД-70 | 0.04 | 0,593 | 3 100 | 1.5 | летная | ||
| СПД-100 | 0.083 | 1600 | 1.221 | 53 | 7500 | 3.5 | летная |
| СПД-140 | 0.08÷0.28 | 1500÷2600 | 1.2÷6.0 | 10 000 | 7 | перспективная | |
| СПД-160 | 0.09÷0.35 | 1500÷2600 | 1.35÷7.5 | перспективная | |||
| СПД-180 | 0.12÷0.565 | 1500÷2600 | 1.8÷12.0 | перспективная | |||
| СПД-200 | до 0.5 | 3÷15 | 18 000 | 15 | перспективная | ||
| СПД-290 | до 1.5 | 5÷30 | 27 000 | 23 | перспективная | ||
|
двигатели разработки ЦНИИМАШ
|
|||||||
| Д-38 | 0.025÷0.08 | 1300÷2500 | 0.4÷1 | 40÷60 | перспективная | ||
| Д-100-1 | 0.08÷0.34 | 1450÷2800 | 1.3÷7.5 | 50÷60 | перспективная | ||
| Д-100-2 | 0.08÷0.65 | 1800÷4250 | 3.5÷15 | 50÷65 | перспективная | ||
|
двигатели разработки Центра Келдыша
|
|||||||
| Х-85М | 0.085 | 3100 | 1.93 | 64 | перспективная | ||
| Т-100 | 0.083 | 1630 | 1.35 | 49 | перспективная | ||
| Т-160 | 0.288 | 1817 | 4.67 | 55 | перспективная | ||
| КМ-32 | 0.006÷0.017 | 800÷1600 | 0.12÷0.3 | 35÷45 | перспективная | ||
| КМ-45 | 0.01÷0.028 | 1000÷1800 | 0.2÷0.45 | 30÷45 | перспективная | ||
| 5 см | 0.0085 | 3100 | 0.05÷0.130 | перспективная | |||
| 10 см | 0.0083 | 1630 | 0.130 | 49 | перспективная | ||
|
двигатели разработки EDD
(Boeing Electron Dynamic Devices, Inc.)
|
|||||||
| 13 см | 0.018 | 2565 | 0.5 | летная | |||
| 25 см | 0.092 | 3310 | 2.4 | летная | |||
| 30 см | 0.165 | 3800 | 4.2 | летная | |||
Сравнительный анализ различных двигательных установок.