Hosted by uCoz

Результаты


Приступим к самому интересному - результатам перелета.

Начальные условия

параметры начальной орбиты:
- высота перигея = 200 км;
- высота апогея = 25000 км;
- наклонение = 63°;

параметры конечной орбиты (ГСО):
- высота перигея = 35870 км;
- высота апогея = 35870 км;
- наклонение = 0°;

параметры космического аппарата:
- масса на начальной орбите = 770 кг;
- тяга ДУ (2 СПД-100) = 0.166 Н; (166 г)
- удельный импульс = 14710 м/c (1500 с);



Оценим сначала перелет по закону управления основанному на принципах изложенных в разделе "закон управления"

ниже приведен закон управления, который использовался при моделировании перелета:

Т - временной промежуток, сутки
Ψаап - амплитуда угла рыскания на апогейном участке, градус
Ψапер - амплитуда угла рыскания на перигейном участке, градус
lразг - продолжительность разгонного участка (по истинной аномалии), градус
lторм - продолжительность тормозного участка (по истинной аномалии), градус
признак - направление основной составляющей тяги

ТΨаап Ψапер lразг lторм признак
c 1 по 1175273600по скорости
с 11 по 22 76273600по скорости
с 22 по 3378273600по скорости
с 33 по 4480263600по скорости
с 44 по 5581263600по скорости
с 55 по 6682253600по скорости
с 66 по 7783243600по скорости
с 77 по 8883243600по скорости
с 88 по 9983233600по скорости
с 99 по 11081223600по скорости
с 110 по 12479203600по скорости
с 124 по 1356518240118по трансверсали
с 135 по 1455718240118по трансверсали
с 145 по 1555017230128по трансверсали
с 155 по 1654519220138по трансверсали
с 165 по 1754220206152по трансверсали
с 175 по 1853922190168по трансверсали
с 185 по 1953725180172по трансверсали
с 195 по 2053527184174по трансверсали
с 205 по 2103429188170по трансверсали


В результате получаем:

- продолжительность перелета 210 суток;
- затраты топлива (ксенона) 204 кг;
- масса КА на ГСО 566 кг;


Если ввести полноценный закон управления, то есть управление по тангажу и рысканию в каждый момент времени, а также применить методы оптимизации, изложенные в статье В.Г. Петухова Оптимизация многовитковых перелетов между некомпланарными эллиптическими орбитами , то результаты улучшутся:

- продолжительность перелета 192.7 суток;
- затраты топлива (ксенона) 188 кг;
- масса КА на ГСО 582 кг;



Получаем дополнительных 3% массы полезного груза. С одной стороны кажется, что это не много, с другой стороны - это пара дополнительных ретронсляторов установленных на КА, доход от которых выражается весьма кругленькой суммой.

Кроме того, в случае применения оптимизации закона управления, имеется еще выйгрыш и по времени - около 17 суток. Это означает, что понизив начальную орбиты, а следовательно - увеличив стартовую массу, можно используя оптимальный закон управления за 210 суток привезти на ГСО большую массу ПГ. То есть получить (относительно первого неоптимизированного варианта) дополнительно уже 5-6% массы полезного гуза.