Конверсионные ракеты
"Днепр"
РН "Днепр" это практически не подвергавшаяся никакой модификации трехступенчатая боевая ракета МБР Р-36М(15А14), она же РС-20А,
она же SS-18 ("Сатана") разработки ГКБ "Южное. В рекламных проспектах этой РН одним из основных достоинств называется малая
стоимость адаптации боевой ракеты в космический носитель (около 100 000 $). Однако это является и самым большим недостатком,
так как конструкция не подвергается никаким серьезным изменениям, что накладывает определенные требования на полезный груз.
В частности, третья ступень "Днепра" работает по тянущей схеме (наследие боевой ракеты, тянущая схема очень удобна для разведения
боеголовок), таким образом, сзади оказывается полезная нагрузка, а спереди двигатели. Это приводит к тому, что полезную нагрузку
приходится помещать в специальный контейнер, чтобы защитить от газодинамического воздействия работающих двигателей. В результате
получается лишний вес и ограничение полезной нагрузки габаритами контейнера.
К тому же, двигатель третей ступени нельзя включать многократно, что препятствует выведение космических аппаратов на высоты более
700-800 км.
В 1997 году, состоялось два полудемонстрационных-полукоммерческих запуска аппаратов иностранных заказчиков, совмещенных с плановыми
боевыми стрельбами Ракетных войск стратегического назначения. На этом дело пока остановилось.
В принципе, ГКБ "Южное" в 2000 году был разработан проект более глубокой модернизации "Днепр-М" в которой третья ступень работала
бы уже по общепринятой для РН "толкающей схеме". Это позволило бы "Днепру-М" стать полноценной космической ракетой и составить
серьезную конкуренцию на рынке ракет легкого класса, выводя на опорную орбиту (около 200 км) до 3500 кг полезного груза. Но на
такую переделку требуются уже серьезные деньги, а найти их ГКБ "Южному " пока не удалось.
Характеристики ракеты
стартовая масса | 211 тонн |
колличество ступеней | 3 |
диаметр корпуса | 3 м |
длина ракеты | 34 м |
компоненты топлива | АТ+НДМГ |
тип старта | минометный |
масса полезного груза на опорной орбите (Hкр=200 км, i=51 градус) | 3.2 тонн |
точность выведения | |
- по высоте | ±4.0 км |
- по наклонению | ±2.4' |
- по долготе восх. узла | ±3.0' |
полетная надежность | 0.97 |
Дата | КА |
26.09.2000 | TIUNGSAT-1, MEGSAT-1, UNISAT, SaudiSat-1A, SaudiSat-1B |
20.12.2002 | “Unisat-2”, “LatinSat-A”, “Latinsat-B”, “SaudiSat-1C”, “Рубин-2”, габаритно-весовой макет КА “TrailBlaizer” |